Консультационная и индивидуальная работа
Ссылки
Консультационная и индивидуальная работа со студентами по вопросам самопрезентации, профориентации.
Под профориентационным психологическим консультированием в техникуме понимается деятельность психолога, направленная на оказание психологической поддержки выпускнику, помощь в профессиональном самоопределении, выборе и поиске работы.
Задачи профконсультации:
- информационно-справочная, просветительская, ориентированная на предоставление различного рода информации, связанной с профессиональным выбором и поиском работы;
- диагностическая, ориентированная на самопознание клиента;
- психологическая, ориентированная на оказание психологической поддержки в стрессовой ситуации, вызванной потерей, поиском работы, необходимостью или желанием профессионального самоопределения;
- помощь в выборе профессионального пути и принятии решения о своем дальнейшем профессиональном развитии.
- отсутствие профессии у выпускника;
- низкий образовательный уровень;
- отсутствие подходящей вакансии для выпускника;
- желание сменить профессию или проблема выбора новой специальности;
- наличие проблем психоэмоционального характера: стрессовое состояние; тревога; волнение; подавленность и т. п., связанных с профессиональным выбором или поиском работы;
- неадекватная заниженная или завышенная самооценка;
- желание и потребность быть выслушанным и понятым;
- отсутствие четко разработанного плана своего профессионального развития;
- неадекватное, неуспешное поведение во время прохождения собеседований;
- плохое знание рынка труда и профессий;
- определенный социальный статус (демобилизованный из армии, вернувшийся из мест лишения свободы и т. п.);
- направление на переобучение или повышение квалификации.
Причины обращения, при которых необходимо профориентационное психологическое консультирование:
Задачей профконсультанта является содействие выпускнику в решении проблем, связанных с профессиональным самоопределением, выбором и поиском работы.
Функции профконсультанта:
- Профинформация, включающая в себя:
- создание информационного банка данных для выпускников, профессиограммы различных профессий; рейтинг профессий; информацию об учебных заведениях;
- информационно-стендовую работу внутреннего (на базе техникума) и внешнего (использование СМИ, выставок и т. п.) характера;
- участие и работу на конференциях, семинарах, совещаниях, посвященных проблемам профориентации.
- Профотбор, понимаемый как установление оптимального соотношения между требованиями профессии и качествами выпускника и включающий в себя:
- психологическую диагностику индивидуальных свойств и способностей личности;
- оценку индивидуальных способностей личности в соответствии с требованиями профессии;
- принятие решения о степени профессиональной пригодности;
- Организационно-методическая работа, предполагающая:
- знание всего спектра методик профориентации и профдиагностики, работу с психодиагностическим инструментарием;
- повышение квалификации в области профориентации, самообучение;
- Профконсультирование, понимаемое как процесс, целью которого является достижение согласования между желаниями, потребностями, способностями, психологическими особенностями выпускника, а также его представлениями о спросе на данную профессию и реально существующим положением на рынке труда.
- Психологическая поддержка.
Под психологической поддержкой в профориентационном консультировании понимается деятельность консультанта, предполагающая использование различных мер, техник и приемов психологической помощи лицу, оказавшемуся в ситуации потери работы или профессионального кризиса, объединенных в единую целенаправленную систему.
Педагог-психолог
Осипова Ю.Н.