Консультационная и индивидуальная работа

Ссылки

Консультационная и индивидуальная работа со студентами по вопросам самопрезентации, профориентации.

Под профориентационным психологическим консультированием в техникуме понимается деятельность психолога, направленная на оказание психологической поддержки выпускнику, помощь в профессиональном самоопределении, выборе и поиске работы.

Задачи профконсультации:

  • информационно-справочная, просветительская, ориентированная на предоставление различного рода информации, связанной с профессиональным выбором и поиском работы;
  • диагностическая, ориентированная на самопознание клиента;
  • психологическая, ориентированная на оказание психологической поддержки в стрессовой ситуации, вызванной потерей, поиском работы, необходимостью или желанием профессионального самоопределения;
  • помощь в выборе профессионального пути и принятии решения о своем дальнейшем профессиональном развитии.
  • Причины обращения, при которых необходимо профориентационное психологиче­ское консультирование:

  • отсутствие профессии у выпускника;
  • низкий образовательный уровень;
  • отсутствие подходящей вакансии для выпускника;
  • желание сменить профессию или проблема выбора новой спе­циальности;
  • наличие проблем психоэмоционального характера: стрессовое состояние; тревога; волнение; подавленность и т. п., связанных с профессиональным выбо­ром или поиском работы;
  • неадекватная заниженная или завышенная самооценка;
  • желание и потребность быть выслушанным и понятым;
  • отсутствие четко разработанного плана своего профессио­нального развития;
  • неадекватное, неуспешное поведение во время прохождения собе­седований;
  • плохое знание рынка труда и профессий;
  • определенный социальный статус (демобилизован­ный из армии, вернувшийся из мест лишения свободы и т. п.);
  • направление на переобучение или повышение квалификации.

Задачей профконсультанта яв­ляется содействие выпускнику в решении проблем, связанных с про­фессиональным самоопределением, выбором и поиском работы.

Функции профконсультанта:

  • Профинформация, включающая в себя:
  • создание информационного банка данных для выпускников, профессиограммы различных профессий; рейтинг профессий; информацию об учебных заведениях;
  • информационно-стендовую работу внутреннего (на базе техникума) и внешнего (использование СМИ, выставок и т. п.) характера;
  • участие и работу на конференциях, семинарах, совещаниях, посвященных проблемам профориентации.
  • Профотбор, понимаемый как установление оптимального соот­ношения между требованиями профессии и качествами выпускника и включающий в себя:
  • психологическую диагностику индивидуальных свойств и спо­собностей личности;
  • оценку индивидуальных способностей личности в соответствии с требованиями профессии;
  • принятие решения о степени профессиональной пригодности;
  • Организационно-методическая работа, предполагающая:
  • знание всего спектра методик профориентации и профдиагностики, работу с психодиагностическим инструментарием;
  • повышение квалификации в области профориентации, самообу­чение;
  • Профконсультирование, понимаемое как процесс, целью кото­рого является достижение согласования между желаниями, по­требностями, способностями, психологическими особенностями выпускника, а также его представлениями о спросе на данную про­фессию и реально существующим положением на рынке труда.
  • Психологическая поддержка.

Под психологической поддержкой в профориентационном консультировании понимается деятельность консультанта, предполагающая использование различных мер, техник и приемов психо­логической помощи лицу, оказавшемуся в ситуации потери рабо­ты или профессионального кризиса, объединенных в единую целенаправленную систему.


Педагог-психолог
Осипова Ю.Н.