Фотогалерея

Авторизация



 

Сейчас на сайте

Сейчас 186 гостей онлайн

Профилактика суицидального поведения среди подростков

На протяжении 2015-2016 учебного года на базе ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум» реализуется межведомственный план профилактической работы, в рамках которого на базе техникума реализуются мероприятия различной тематической направленности, тематические месячники и недели профилактики.

 

Так, в феврале-марте 2016 года на базе техникума прошел тематический месячник по теме «Профилактика суицидального поведения среди подростков».

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
В рамках данного тематического месячника проводились психолого-педагогические мероприятия педагогом-психологом Осиповой Ю.Н.  и беседы-лекции с приглашением врача-психиатра Сосновской ЦРБ Назаровой Н.В.

Во время встречи с врачом-психиатром были затронуты проблемы суицида среди молодежи и подростков, рассмотрены основные причины и признаки суицидального поведения среди юношей и девушек.

В целях информационно-просветительской и профилактической работы следует отметить, что психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой он оказывается.

Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, эмоциональными нарушениями, особенно депрессией, и смотрят в будущее без надежды.

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых.

Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии

Больше всего самоубийств регистрируется весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы. Тусклые краски зимы в какой-то мере гармонируют с душевной подавленностью, но между мрачными переживаниями «Я» и яркими днями весны возникает явный контраст.

Суицидально опасная группа:

  • Молодежь: с нарушением межличностных отношений, “одиночки”, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
  • Сверхкритичные к себе.
  • Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат.
  • Подростки, чувствовавшие несоответствие между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями.
  • Люди, страдающие от болезней или покинутые окружением.

Признаками эмоциональных нарушений являются:

  • потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней
  • частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость)
  • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду
  • постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти

  • ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие
  • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку
  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы
  • погруженность в размышления о смерти
  • отсутствие планов на будущее
  • внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей

Что можно сделать для того, чтобы помочь
1. Подбирайте ключи к разгадке суицида. Суицидальная превенция состоит не только в заботе и участии друзей, но и в способности распознать признаки грядущей опасности. Ваше знание ее принципов и стремление обладать этой информацией может спасти чью-то жизнь.
2. Примите подростка как личность. Допустите возможность, что человек действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он не способен и не сможет решиться на самоубийство.
3. Установите заботливые взаимоотношения. Поддержку следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка.

4. Будьте внимательным слушателем. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, фрустрации и того, о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним.

Как психологи, так и неспециалисты, педагоги и родители должны развивать в себе искусство «слушать третьим ухом». Под этим подразумевается проникновение в то, что «высказывается» невербально: поведением, аппетитом, настроением и мимикой, движениями, нарушениями сна, готовностью к импульсивным поступкам в острой кризисной ситуации. Несмотря на то, что основные предвестники самоубийства часто завуалированы, тем не менее, они могут быть распознаны восприимчивым слушателем.
5. Не спорьте . Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того человека еще большую подавленность. Желая помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту.
6. Задавайте вопросы.  Лучший способ вмешаться в кризис, это заботливо задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?» Он не приведет к подобной мысли, если у человека ее не было; наоборот, когда он думает о самоубийстве и, наконец, находит кого-то, кому небезразличны его переживания, и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение, и ему дается возможность понять свои чувства и достичь катарсиса.
Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: «С каких пор вы считаете свою жизнь столь безнадежной? Kaк вы думаете, почему у вас появились эти чувства? Есть ли у вас конкретные соображения о том, каким образом покончить с собой? Если вы раньше размышляли о самоубийстве, что вас останавливало?»
7. Предложите конструктивные подходы. Вместо того, чтобы говорить суициденту: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», - попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову.
Одна из наиболее важных задач профилактики суицидов состоит в том, чтобы помочь определить источник психического дискомфорта. Это может быть трудным, поскольку «питательной средой» суицида является секретность. Наиболее подходящими вопросами для стимуляции дискуссии могут быть: «Что с вами случилось за последнее время? Когда вы почувствовали себя хуже? Что произошло в вашей жизни с тех пор, как возникли эти перемены? К кому из окружающих они имели отношение?»
Отчаявшегося человека необходимо уверить, что он может говорить о чувствах без стеснения, даже о таких отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь или желание отомстить. Если человек все же не решается проявить свои сокровенные чувства, то, возможно, вам удастся навести на ответ, заметив: «Мне кажется, вы очень расстроены», — или: «По моему мнению, вы сейчас заплачете». Имеет смысл также сказать: «Вы все-таки взволнованы. Может, если вы поделитесь своими проблемами со мной, я постараюсь понять вас».
Как помочь человеку в кризисной ситуации?
Для того чтобы помочь, совсем необязательно обладать мудростью царя Соломона. Верьте, что у вас есть здравый смысл – это немало, а у него – хотя бы небольшая способность измениться.
• Постарайтесь проявить терпение и вызвать доверие к себе. Когда собеседник начинает говорить, он и без ваших советов многое увидит по-другому, поймёт и сделает шаг в решении своей проблемы. Главное – умело слушать.
• Показывайте свой интерес и понимание. Будьте искренними, дружественными и сочувствующими. Обсуждая его проблему, постарайтесь разделить её на части. Обдумывайте вместе варианты, но избегайте давать прямые советы. В разговоре не выражайте свои мысли сложно, не употребляете длинных фраз.
• Не потворствуйте его попыткам переложить ответственность за его жизнь на кого-либо: на любимого, родителей, врача, начальника, вас…
Человек только сам ответственен за свою жизнь и свои поступки.

Уважаемые родители!

Несмотря на различную работу, которая проводится в образовательном учреждении и поддержку друзей со стороны, помните!
Самое главное ЭТО постоянное общение с родными, здоровые эмоциональные отношения, поддерживающие уверенность ребенка независимо от его поступков и показывающие, что он все равно будет любим, прощен и принят.

Вовлечение ребенка в семейную жизнь и семьи в его жизнь: совместные дела с родителями, поездки, досуг, принятие его окружения.
Одной из проблем является недостаток общения родителей с детьми, оставляя их наедине со своими проблемами, забыв про должную психологическую и эмоциональную связь.

Педагог-психолог Осипова Ю.Н.