Толерантность, воспитание толерантности.

Что такое толерантность?
Толерантность (от лат. Tolerantia – терпение или от лат. tolerare - выдерживать, терпеть; англ., фр. tolerance; toleration; нем. Toleranz) - это терпимость к другим культурам, вероисповеданиям, мнениям, взглядам. Каждый человек имеет собственное представление о жизни, окружающем мире, людях и обществе. Человек, способный с уважением и пониманием относиться к мнению и взглядам других людей, является толерантным. Человек живет в демократичном обществе, которое отличается этническим, религиозным и политическим разнообразием.
О толерантности человека можно говорить в том случае, если он с уважением относится к представителям другой расы, их политическим и религиозным взглядам.
В Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., определено понятие толерантности.
Толерантность - это уважение к праву человека жить так, как он хочет, при условии, что его поступки не противоречат закону.
Толерантный человек проявляет:
1. Выносливость по отношению к неблагоприятным эмоциональным факторам.
2. Отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.
3. Склонность к принятию точек зрения, способов действия и чувств, отличных от наших, терпимость к чужим мнениям, убеждениям, верованиям.
4. Способность организма без потерь переносить негативные влияния внешней среды.
5. Способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды.
6. Терпимое отношение к чужому образу жизни, поведению, обычаям, мнениям, идеям, верованиям.
7. Терпимость.
8. Терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.
9. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
10. Терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения.
11. Терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
12. Терпимость, позиция неосуждения (например, в отношении иного стиля жизни).
13. Терпимость по отношению к другим людям, отличающимся убеждениями, ценностями и поведением.
14. Терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т.д.

Почему надо быть толерантным?
Первые проявления толерантности и терпимости возникли еще в Древней Греции. Греки владели искусством ведения спора. Во время споров высказывались и выслушивались самые разные мнения. Правда, со временем терпимости греков пришел конец. Ярким примером, иллюстрирующим такую переоценку системы ценностей, является греческое слово barbaros. Раньше греки называли варварами всех чужеземцев.

Сегодня варварами называют необразованных, невежественных, грубых людей, безжалостно уничтожающих культуру. Раньше из-за новаторского мышления и индивидуальности жизнь человека подвергалась опасности. Вспомните средневековых женщин: женщины с необычной внешностью, хорошо разбирающиеся в естественных науках или лекарственных растениях, постоянно преследовались, их считали ведьмами и убивали. Лишь позднее, с наступлением эпохи Просвещения, толерантность и терпимость были признаны общественными добродетелями.
Воспитание толерантности человека
Толерантность не дается нам с рождения и не возникает самопроизвольно. Она является результатом соответствующего воспитания. Для того, чтобы воспитать толерантность в ребенке, уважение к мнению и убеждениям других людей, прежде всего необходимо поощрять его любознательность. Даже тогда, когда его вопросы утомляют, нельзя отвечать на них однозначно. Только демонстрируя понимание, можно научить ребенка понимать других людей. Очень скоро он осознает, что существуют разные формы и цели воспитания, что иерархические системы ценностей в разных культурах различаются, что каждый человек испытывает на себе влияние социально-экономических и многих других факторов, которые делают его отличным от других. Для того, чтобы воспитать в детях толерантность, родители сами должны быть толерантны по отношению к ним. Как известно, наилучшим способом воспитания является обучение «на собственном примере».
Можно ли научить толерантности?
Толерантности можно научиться и будучи взрослым. При общении с другими людьми необходимо все время задавать себе один и тот же вопрос: почему тот или иной человек стал таким, какой он есть? Любознательность способствует общению с людьми. Мы интересуемся, где он родился и вырос, какое получил воспитание, какие культурные и религиозные ценности важны для него и т.д.
Антоним толерантности
Антоним толерантности – нетерпимость, интолерантность.


Основа нетерпимости - предубеждение, сформированное на базе недостоверной информации.
Причина нетерпимости - неспособность людей к объективной оценке происходящего. Предубеждение особенно характерно для слабых личностей. Для них оно является способом повысить свой социальный статус и самооценку.
Как общаться с нетерпимыми людьми?
Столкнувшись с нетерпимым человеком, не стремитесь его перевоспитывать - ничего хорошего из этого не выйдет.
Вы не измените его взглядов, он только станет еще более нетерпимым. Обычно такие люди не умеют слушать и яростно спорят с окружающими, желая навязать им свою точку зрения.
Обмен мнениями может перерасти в конфликт, который испортит не только настроение, но и многолетние отношения.
Лучше всего задать такому человеку пару вопросов, которые заставили бы его задуматься, самое главное - не вступать с ним в спор. Например, можно поинтересоваться, как бы он себя чувствовал, будь он на месте критикуемого им человека.


Для оценки уровня зрелой толерантности специалисты разработали соответствующие психологические портреты, используя несколько критериев.
Они могут служить подсказкой для желающих убедиться в собственной толерантности.
Итак, что свойственно человеку толерантному (Т) и интолерантному (И)?

  1. Знание себя

Т: Адекватно оценивает себя и окружающих. Способен относиться к себе критически, старается разобраться в своих проблемах, собственных достоинствах и недостатках.
И: Замечает у себя преимущественно достоинства, а у других недостатки, по поводу которых занимает обвинительную позицию.

  1. Защищенность

Т: Уверен в себе, не сомневается, что справится с любой возникшей задачей.
И: Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.

  1. Ответственность

Т: Не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои поступки.
И: Считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Беспричинно подозревает, что ему вредят.

  1. Потребность в определении

Т: Стремится к работе, творчеству, самореализации.
И: Склонен отодвигать себя на второй план («пусть кто-нибудь другой, только не я…»).

  1. Чувство юмора

Т: Живо реагирует на шутки, способен посмеяться и над собой.
И: Апатично либо мрачно воспринимает юмор. Раздраженно реагирует даже на безобидные шутки в свой адрес.

  1. Авторитаризм

Т: Предпочитает демократические начала.
И: Предпочитает жесткую власть.

Каждый может самостоятельно оценить уровень толерантности или интолерантности. И выбрать кем и каким ему быть в дальнейшем.

Педагог-психолог Ю.Н. Осипова

Ссылки