Фотогалерея

Авторизация



Сейчас на сайте

Сейчас 8 гостей онлайн

Профилактика асоциального поведения.
Основные компоненты и направления деятельности.

Для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, необходимо, выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным действиям детей и подростков, дают мотивацию их поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия.
Падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение, миграция населения, препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребенка, а отсутствие должного внимания со стороны взрослых приводит к асоциальному поведению.
Образовательное учреждение, где с детьми и подростками на протяжении 3-4 лет работают специалисты, берет совместно с родителями на себя ответственность за воспитание подрастающего поколения и принимает необходимые меры для формирования:

  • здорового образа жизни,
  • законопослушного поведения,
  • предотвращения правонарушений среди студентов
  • реабилитации подростков с девиантным и деликвентным поведением.

Согласно Закону №120-ФЗ, в компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи:

  • Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении.
  • Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования. Несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.
  • Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении. Семья, находящаяся в социально-опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
  • Обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних.
  • Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения.

Администрация и педагогические работники техникума имеют право в установленном порядке посещать обучающихся, проводить беседы с ними и их родителями (законными представителями), запрашивать информацию у государственных органов, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей (законных представителей).
Наиболее целесообразным является программно-целевое управление профилактической работой в ГБОУ СПО «сосновский агропромышленный техникум» с созданием такого звена управления, как Совет по профилактике правонарушений и других форм асоциального поведения, Добровольная Народная Дружина и Родительский патруль, а также программы, реализующие профилактическое направление.
Наиболее важными аспектами в организации профилактической работы являются:
1. Ликвидация пробелов в знаниях студентов - важный компонент в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя, куратора, мастера п/о и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими студентами, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими обучающимся.
Если обучающийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у дворовых ребят, «друзей с улицы». В конечном итоге, он может стать добычей преступной среды.
2. Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
Необходимо учитывать, что у студента, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Он станет проводить время в игровых салонах, на рынках, вокзалах. Он может приобщиться к бродяжничеству и попрошайничеству. Такого подростка легко вовлечь в наркоманию и преступную деятельность.
По этой причине борьба с прогулами должна быть одной из основных в профилактической работе. Классные руководители, кураторы, мастера п/о должны установить ежедневный контроль посещаемости уроков. В случае пропуска занятий студентом необходимо выяснять у родителей причину отсутствия. Следует установить контроль со стороны родителей и педагогов за поведением «прогульщика».
Когда прогулы носят систематический характер, возможно подключение работников полиции и Комиссии по делам несовершеннолетних, принятие мер к родителям, которые не обеспечивают контроль обучения и воспитания ребенка. Своевременное принятие мер и обсуждение на заседаниях Комиссии, в подавляющем большинстве случаев дает положительные результаты.
3. Организация досуга студентов, широкое вовлечение в занятия спортом, декоративно-прикладное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности техникума, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Классными руководителями, кураторами, мастерами п/о с самого начала учебного года и ежемесячно должны приниматься меры по привлечению в спортивные секции, кружки широкого круга студентов, особенно детей «группы риска».


Организация предметных и спортивных олимпиад, конкурсов, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в техникуме, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.
4. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала.
Исследования ученых показали, что современные дети испытывают:

  • потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;
  • озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей, так и здоровья всей России;
  • потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;
  • готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни.

К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек надо привлекать не только специалистов (медиков, наркологов, психологов, спортсменов), но и широко использовать детский потенциал, озабоченность перспективой своего будущего здоровья и организовать самих студентов на реализацию этой программы.
В пропаганде здорового образа жизни с успехом используются такие мероприятия:

  • беседа медработника по актуальным проблемам обучающихся;
  • беседа, дискуссия, диспут, мозговой штурм, подготовленные при поддержке педагога-психолога, куратора самими студентами;
  • встреча с «интересными людьми», общение с которыми продемонстрируют преимущества здорового образа жизни;
  • «классный видео-час», с обсуждением видеофильма или фрагментов фильмов, записей телепередач;
  • социально-педагогические акции пропагандирующие здоровый образ жизни;
  • психологические тренинги профилактики.



В беседах с детьми следует, помимо традиционных тем: наркомании, ВИЧ-инфекции, гепатиты, алкоголизм, обратить внимание на такие проблемы, как:

  • преимущество жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков;
  • милосердие, доброта и здоровье;
  • природа и здоровье;
  • любовь и здоровье;
  • здоровье и успешная карьера;
  • мода и здоровье;
  • фигура и здоровье;
  • спорт и здоровье;
  • компьютерные игры и здоровье;
  • СМИ и здоровье.

Роль классного руководителя должна заключаться в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия разовьют активность, формирование жизненных позиций.
5. Правовое воспитание.
Широкая пропаганда среди студентов, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения.


Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды, виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия.
Целесообразно акцентировать внимание студентов не только на карательных, наказуемых, но и защитных функциях правовых норм, широко используя примеры из практики правоохранительных органов, средств СМИ, ставя обучающегся «в положение жертвы».
На родительских собраниях следует информировать об административной и уголовной ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, особенно родителей (лиц их заменяющих), материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми.
К такой работе целесообразно привлекать сотрудников правоохранительных органов, специалистов, имеющих опыт работы с преступностью несовершеннолетних.
6. Профилактика наркомании и токсикомании.
Необходимо планировать и проводить работу по ранней профилактике наркомании и токсикомании. Следует консолидировать усилия в этом направлении с органами милиции и здравоохранения, родительской общественностью.
7. Предупреждение вовлечения студентов в экстремистские организации.
Необходимо проводить работу по предупреждению вовлечения учащихся в экстремистски настроенные организации и группировки. К участию в массовых беспорядках, хулиганских проявлениях во время проведения спортивных мероприятий, распространению идей, пропагандирующих межнациональную, межрелигиозную рознь все чаще стали привлекаться подростки старших групп.
Педагогам надлежит проводить работу в этом направлении совместно с органами внутренних дел, с привлечением ученического самоуправления, родительской общественности, общественных организаций. Необходимо акцентировать внимание на формировании у подростков толерантного сознания, веротерпимости и обучение культурному диалогу. Активизировать работу среди учащихся по раскрытию сущности и деятельности экстремистских организаций и групп, религиозных сект.
8. Работа по выявлению обучающихся  и семей, находящихся в социально-опасном положении должна строиться планово.
При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Сове по профилактике правонарушений и других форм асоциального поведения.
Классные руководители знакомятся с жилищными условиями студентов в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями.
Целесообразно некоторые посещения проводить с сотрудниками ПДН органов внутренних дел, особенно в семьи, состоящие на учете в ПДН, КДН и ЗП, или замеченные в злоупотреблениях алкоголем, нерадивом отношении к детям.

При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании, работу рекомендуется проводить одновременно с родителями и детьми. Наиболее трудной задачей является обучение родителей правильному способу общения с «трудными детьми», учету особенности детей и анализу причины их поведения. Важными направлениями в этой работе являются:

  • установление доверительных отношений между родителями и педагогом;
  • разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;
  • формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка;
  • формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.

Целесообразно начинать работу с родителями с обсуждения опыта и практики здоровой семьи, а не с отрицательных примеров асоциальной семьи, строить примерный психологический портрет «хорошего родителя». Необходимо разъяснять, что дети, подвергающиеся насилию, злоупотреблению в осуждении их проступков, наказаниях, запретах, пренебрежению, отсутствию должного внимания к их потребностям имеют широкое разнообразие проблем и отставаний в развитии, а в будущем - поведенческие расстройства, асоциальное поведение.
9. Проведение индивидуальной воспитательной работы.
Одним из важнейших направлений профилактической деятельности является выявление, постановка на внутритехникумовский контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы.
Процедура постановки на внутритехникумовский контроль начинается при наличии заявления/ходатайства классных руководителей, кураторов, мастеров п/о об оказании им помощи, либо заявления педагогов и информации государственных органов (КДН, определения или приговора суда, информации из ПДН и т.п.).
Письменная информация должна содержать указание на конкретные отклонения от социальных норм в поведении ученика, например, систематические прогулы занятий, склонность к бродяжничеству, попрошайничеству или вымогательству, агрессивные действия, направленные против личности, токсикоманию, алкоголизм, наркоманию, хищения и т.д.
Далее идет сбор информации, характеризующей особенности формирования личности студента. Информационный блок должен содержать сведения о ближнем окружении ребенка и его ведущей деятельности.
Обязательными компонентами информационного блока должны быть:

  • педагогическая диагностика и педагогический анализ проступка;
  • заключение психолога, которое должно содержать проблемы формирования и развития психических функций, эмоционально-волевой и мотивационной сфер, особенности общения;
  • акт обследования жилищных условий.

Необходимо изучить и дать полную информацию о семье. Отметить состав семьи, материальные условия жизни семьи, образовательный уровень родителей, род занятий, а также характер взаимоотношений родителей с ребенком: диктат, гиперопека, гипопротекция, попустительство или сотрудничество.


Семья может быть:

  • педагогически благополучной семьей (эмоциональная атмосфера семьи положительная, родители владеют культурой воспитания);
  • педагогически несостоятельной, отличающейся нарушением детско-родительских отношений (отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, низкая осведомленность об интересах и поведении ребенка вне школы);
  • конфликтной (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные ссоры, разногласия);
  • асоциальной, имеющей антиобщественные установки и ориентиры (праздный образ жизни, алкоголизм, наркомания);
  • криминальной (родители имеют судимость, ведут аморальный образ жизни, склонны к правонарушениям, воспитанием детей не занимаются).

В информационный блок следует включить сведения о группе ребят, в которую входит подросток, его положение в этой группе (лидер, предпочитаемый, принятый, отвергаемый), его отношения в классном коллективе, с кем из класса наиболее близок, характер взаимного влияния.
Педагогический диагноз должен быть симметричным, то есть включать в себя и положительные черты личности, на которые можно опереться при коррекционной работе.
Чрезвычайно важными являются сведения о направленности интересов ребенка, например:

  • проявляет интерес к деятельности: физический, умственный труд, творчество;
  • какие имеет увлечения, наклонности: художественные, информационно-технические, музыкальные, спортивные, общественно-политические и другие;
  • как проводит свободное время (предпочитает сидеть дома, много гуляет и т.д.);
  • каковы читательские интересы, какие любит фильмы, музыку.

Социально-педагогическая реабилитация заключается в преодолении учебных и семейных репрессий в отношении запущенных детей и подростков, в разрешении конкретных ситуаций, в преодолении обструкции по отношению к ним со стороны сверстников, в коррекции их отношения и поведения, а также в восстановлении их в статусе субъекта учебной деятельности, формирующей отношения ученика с окружающими.
Исходя из этого, индивидуальная воспитательно-педагогическая программа должна быть представлена как система управления обучением, воспитанием, развитием обучающегося в целях коррекции отклоняющегося поведения, социализации и развития личности конкретного студента с девиантным поведением.

Социальный педагог                Ю.Н. Осипова

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Расписание занятий

Заочное отделение

Профсоюзная организация

персональныеданные.дети

forms

Loading…

]]>