ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ГБОУ СПО «Сосновский агропромышленный техникум».

В январе 2014 года прошел первый этап добровольного тестирования студентов техникума.
Социально-психологическое тестирование проводилось с использованием двух методик, одной их которых была анонимная анкета.

На вопрос: «Какие причины побуждают молодых людей Вашего возраста пробовать наркотики?» обучающимися были выделены самый большой процент таких ответов, как:

  • Забыть что-то неприятное, заглушить отчаяние, напряжение (стресс)
  • Интерес к новому. Любопытство
  • Глупость, необдуманность поступка
  • Конфликты с родителями. Безразличие родителей к проблемам детей

По вопросу: «При возникновении необходимости в консультации (лечении) от употребления наркотика, куда вы обратитесь?» - наибольшее количество ответов выделено:

  • К врачам-специалистам государственных учреждений
  • К тем, кто избавился от наркотической зависимости.
  • К друзьям. К одноклассникам

Данные анонимной анкеты так же показали, что подростки чаще всего могут получать наркотики от друзей и одноклассников.
Таким образом, анализируя диагностическую ситуацию, мы выделяем основные предполагаемые причины употребления ПАВ  обучающимися. К ним относятся:

  • Индивидуально-психологические особенности – высокая тревожность и депрессивность, агрессивность, сниженная самооценка («комплекс неполноценности»), инфантилизм, неразвитость психологических защит и совладающего/защитного поведения в стрессах и кризисных ситуациях.  Указанные факторы риска предопределяют возникновение школьных неврозов и нарушений характера (акцентуаций/психопатий), которые, в свою очередь, вызывают в 13-17 лет стремление детей к их компенсации: в неблагоприятных условиях дисфункциональной семьи и сверстников (потребителей ПАВ, с асоциальным поведением) компенсацией становится собственное девиантное поведение и употребление ПАВ.
  • Нарушение семейной ситуации. Нарушение структуры семьи (неполная семья, деформированная с отчимом или мачехой), воспитание родственниками или приемными родителями,  воспитание в учреждении интернатного типа. Дисфункциональные семьи с нарушениями базовых функций (любви и сексуально-эротической, детородной, психологических, ролевых, взаимной поддержки и сплочения); среди них в самостоятельную группу выделяют семьи с аномальными стилями воспитания, нарушающими развития различных сфер личности детей –  самостоятельности и инициативы, способности к деятельности, нравственность и др.  (эмоциональное отвержение/депривация, авторитарное и сверхконтроль, гиперопека, гипоопека, гиперсоциализирующее с повышенной моральной ответственностью и преобладанием санкций и т.п.). Хронически конфликтные семьи, семьи в предразводном периоде, в периоде развода и адаптации после развода. Семьи с взаимной жестокостью и насилием; с психическими (неврозы, психопатии, депрессии) или наркологическими заболеваниями у одного/обоих родителей. Семьи с кризисами межпоколенных отношений и др. Развитие ребенка в аномальной семье в 13-18 лет приводит к утрате ребенком способности устанавливать эмоциональные связи – с родителями (отчуждение от семьи), со сверстниками в отношениях дружбы и любви, к незащищенности от стрессов, психологически зависимому поведению (от компьютерных игр, от лидеров, от асоциальных групп, позже – от сексуального партнера и др.), что непосредственно ведет к употреблению ПАВ.
  • Социальные причины стабильно низкий жизненный уровень семьи; смена места жительства и учебы ребенка.
  • Кризис подросткового возраста и кризис обучения – заключающийся в излишней эмоциональной нестабильности, несдержанности, идентификации себя с новой группой, коллективом, началом отношений любви, периода сексуального опыта, периоды отделения (эмансипации) от родителей.

Влияние одного, а, тем более, нескольких указанных факторов риска на учащихся в течение одного этапа развития личности (то есть, в течение 2-3-х лет) приводит к тому, что уже на ближайшем следующем этапе у детей неизбежно возникают возрастные кризисы развития, которые и определяют повышенный риск раннего начала употребления ПАВ.
Отметим, что употребление ПАВ детьми, находящимися в аномально протекающих возрастных кризисах развития личности, является компенсаторным явлением – с его помощью подростки стремятся иллюзорно их преодолеть; само употребление ПАВ воспринимается подростками  как норма их поведения, как средство достижения успехов в различных сферах жизни.
Текущая ситуация с употреблением психоактивных веществ (ПАВ) подростками и молодежью характеризуется сочетанием нескольких тенденций, требующих от образования и здравоохранения интеграции систем профилактики.
Выделим, что одним из основных механизмов возникновения детей «группы риска» является снижение способности семьи противостоять наркологической угрозе в связи с высокой распространенностью дисфункциональных семей: неполные семьи, разводы, высокое число больных алкоголизмом отцов, эмоциональные невротические и депрессивные расстройства матерей.
Соответственно, среди несовершеннолетних и в молодежной среде сохраняются потенциальные предпосылки к возобновлению роста распространенности наркологических заболеваний.
Организация работы в ГБОУ СПО «Сосновский агропромышленный техникум» отвечает на эти вызовы разработкой системной мер профилактики, доступной организацией досуга молодежи и несовершеннолетних, систематической работой с обучающимися  детьми «группы риска», обучающимися, состоящими на профилактических учетах, а так же организацией в учреждении образования общей и индивидуальной профилактики.
В ГБОУ СПО «Сосновский агропромышленный техникум» реализуются мероприятия:

  • спортивной,
  • художественно-эстетической,
  • духовно-нравственной,
  • технической,
  • профилактической направленности.

Работают кружки и секции по волейболу, настольному теннису, мини-футболу, аэробики, тяжелой атлетики, компьютерные кружки, флористическая студия, Военно-патриотический клуб «Исток». Обучающиеся являются участниками волонтерского объединения и самостоятельно проводят волонтерскую работу.
ГБОУ СПО «Сосновский агропромышленный техникум» активно взаимодействует с родителями обучающихся. На базе образовательного учреждения проводятся общетехникумовские родительские собрания, конференции.


Родителям оказывается просветительская, консультационная и психологическая помощь со стороны педагога-психолога, социального педагога, классных руководителей, кураторов и мастеров п/о.

Второй год на базе техникума действует Добровольная Народна Дружина с выездными рейдами по Сосновскому району и родительский патруль. ДНД является одним их эффективных способов отслеживания и контроля за деятельностью и поведением обучающихся в вечернее внеурочное время.

Основные профилактические мероприятия в  техникуме следует разделить на первичную и вторичную профилактику.
Первичная профилактика охватывает всех обучающихся ГБОУ СПО «Сосновский агропромышленный техникум», их родительские семьи, но в первую очередь – здоровых, нормативно развивающихся и не имеющих выраженных факторов риска и лиц из групп риска по употреблению ПАВ.
К группам риска относятся несовершеннолетние и молодежь, в ближайшем окружении которых есть систематические потребители ПАВ, а также несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Ее цель – обеспечить нормативное развитие личности детей, формировать просоциальные нравственные установки, а в их рамках – установки на здоровый образ жизни.
В ГБОУ СПО «Сосновский агропромышленный техникум» используются методы социальной и психолого-педагогической моделей профилактики.

Дополнительным эффектом первичной профилактики является создание необходимой среды поддержки психокоррекционной работы с детьми «группы риска».
Так анализ результатов социально-психологического тестирования, проводимого на базе техникума в 2012-2013 учебном году и в 2013-2014 учебном году показал снижение количества обучающихся, относящихся, по результатам тестирования, к категории детей «группы риска», произошло снижение процента с 25,2% (в 2012-2013 уч. г.) до 13,4% (в 2013-2014 уч. г.).
Вторичная профилактика – это система социальных, психологических, медицинских мер, направленных на лиц, употребляющих ПАВ, с целью предотвращения формирования зависимости. Целевыми группами детей, подростков и молодежи для вторичной профилактики являются лица, систематически употребляющие ПАВ, но не обнаруживающие признаков формирования зависимости как болезни.
В результате употребления ПАВ у этих детей на определенном этапе онтогенеза не решаются задачи возрастного развития личности, а, следовательно, очередные возрастные кризисы развития начинают протекать патологически, особенно – при переходах от одного этапа онтогенеза на другой.
Сущность вторичной профилактики в том, чтобы обеспечить коррекцию среды развития ребенка (в семье, образовательном учреждении и др.) и самой его личности последовательно в каждом из возрастных кризисов.
Вторичная профилактика в ГБОУ СПО «Сосновский агропромышленный техникум» включает следующие направления деятельности:

  • Внедрение в учреждении системы раннего выявления, в том числе психодиагностикой, основных типов детей «группы риска».
  • Углубленное обследование обучающихся детей и их родительских семей специалистами ГБОУ СПО «Сосновский агропромышленный техникум» (классным руководителем, куратором,  психологом, социальным педагогом).
  • Обследование их специалистами здравоохранения (в психиатрической, наркологической и неврологической службах).
  • Составление и проведение программы психокоррекции и (при необходимости) лечения детей и их родительских семей в отношении каждого типа кризиса развития.
  • Непрерывная оценка эффективности проводимой программы психокоррекции.


С целью формирования здорового образа жизни и проведения профилактических мероприятий в ГБОУ СПО «Сосновский агропромышленный техникум» реализуются профилактические программ, цель которых:

  • Повысить уровень социально-психологической компетенции подростков.
  • Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения, проституции среди студентов и учащихся ГБОУ СПО «Сосновский агропромышленный техникум».
  • Формирование негативного отношения подростков к наркомании, алкоголизму, табакокурению, проституции .
  • Повышение уровня информированности учащихся и студентов по проблемам, связанным с наркоманией, проституцией, табакокурением, алкоголизмом, ВИЧ/СПИД, инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП).
  • Выработка и развитие навыков, предотвращающих девиантное поведение учащихся и студентов ГБОУ СПО «Сосновский агропромышленный техникум».

Задачи:

  • Проведение комплексного диагностирования учащихся и студентов ГБОУ СПО «Сосновский агропромышленный техникум» с целью изучения уровня сформированности отношения к здоровому образу жизни, проведение углубленно диагностирования обучающихся, отнесенных к категории детей «группы риска»
  • Ведение базы данных учащихся и студентов, входящих в число, употребляющих алкоголь, наркотики, никотин.
  • Выявление и учёт подростков, склонных к формам девиантного и аддиктивного поведения.
  • Создание единой системы индивидуального и группового сопровождения учащихся и студентов, а также учащихся входящих в число детей из неблагополучных семей, многодетных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей посредством проведения бесед, консультаций, профилактических занятий, видеолекториев, социально-педагогических тренингов, акций, реализации социально-педагогических проектов через включение в социально-значимую деятельность студентов и учащихся ГБОУ СПО «Сосновский агропромышленный техникум».
  • Оказание медико-психологической, юридической, педагогической, социальной помощи учащимся и студентам, находящимся в зоне социального риска.

Чтобы повысить эффективность работы  в сфере профилактики необходимо затрагивать все уровни профилактической схемы взаимодействия (обучающийся – группа\класс – родитель – педагог).

Мы активно работаем с родителями и межведомственными организациями и для достижения общей цели, касающейся профилактики асоциальных явлений в молодежной среде, надеемся на дальнейшее активное сотрудничество.

Педагог-психолог Ю.Н. Осипова